Поначалу понятие «белый сад» вызывает у человека недоумение. Ведь по мнению многих, сад – это в первую очередь буйство красок! Даже сами слова «цвет» и «цветок» родственные. Зачем же мы сознательно лишаем себя этой роскоши? В чём прелесть Белого сада?
«Элегантный». Вот, пожалуй, ключевое слово, определяющее и характер, и наше отношение к белому саду. Сдержанный, изысканный и утончённый, этот сад одинаково хорош и в старинном замке на берегу Луары, и на 6 сотках в Подмосковье. И на солнце, и под пологом леса. И солидный-дорогой, и копеечный. И профессиональный, и любительский. И сделанный со вкусом, и…. Вот тут-то и кроется разгадка феномена белого сада. Поскольку здесь при всём желании нельзя переборщить с цветом или натыкать бархатцев в розарий, успех обеспечен всем без исключения. Так что же представляет собой белый сад, из чего строится, и какие ещё радости в себе несёт?
Для начала – ассортимент растений. Понятие «белый» предусматривает наличие как белоцветущих, так и декоративнолистных растений с белыми фрагментами листовой пластины. Кроме «белых» можно сажать сколько угодно зеленых нецветущих (например, хвойных) экземпляров. И даже нужно, потому что, когда рядом всё сплошь пестролистное, начинает рябить в глазах. Лучше избегать откровенно цветной листвы (жёлтой, бордовой). В мягком варианте белого сада допускается серебристое (он получается более светлым и лёгким), в жёстком – только зелёное и белое.
В каждой группе растений, будь то кустарники, деревья, хвойные, луковичные или многолетники, есть пестролистные формы. Уже и сирень появилась пестролистная, и чубушник, и гортензия, и можжевельники, и тюльпаны. У каких-то сортов пестролистность выражена ярко, у каких-то почти незаметна или проявляет себя не весь сезон. Разные её варианты очень хорошо изучать на хостах. «Patriot» с чёткой белой каймой по краю, «Mediovariegata» с белой серединой листа, сорта с чёрточками, крапушками, а то и вовсе белым листом («White Feather»). Последней, прямо скажем, не позавидуешь, потому что белый цвет на листьях – это участки, лишённые хлорофилла, обеспечивающего фотосинтез. Нет его – нет питания для растения. Неудивительно, что по сравнению с зелёными собратьями, пестролистные неженки и растут медленнее, и менее стойки к невзгодам (яркий пример – девичий виноград). Многие пестролистные формы, устав от такой жизни, со временем начинают расхимериваться, то есть давать побеги с обычным зелёным листом. Такое происходит с клёном Друммонди («Drummondii»), сортами очитка видного, вербейником точечным «Alexander» и другими растениями. Поскольку зелёные листья более жизнеспособны, побеги эти получаются более мощными, и, конечно, растению выгоднее отращивать именно их, дающих больше питания. Если такой побег вовремя не вырезать, вся сила роста уйдёт в него, растение сформирует новую зелёную крону, и – плакал наш белый сад!
Но есть растения, которым всё нипочём. И тень, и солнце, и дождь, и снег, и тля (в умеренных дозах, конечно). Отрабатывает за всех дёрен белый «Элегантиссима» («Elegantissima»). Это настоящая находка для нашего случая и безусловный фаворит. Его лист, обладая широкой белой каймой, не перестаёт удивлять своей аккуратностью, а сам куст жизнестойкостью и изяществом. Есть и другие пестролистные дёрены. Какие-то компактнее, у других менее заметна кайма. Последние проигрывают в яркости, но зато могут оказаться более уместными в саду природного стиля.
А что с белоцветущими растениями? О, их великое множество. Начинаем с весны. Крокусы, мускари, птицемлечник, обеспечивают нам белый ковер. Есть природная белоцветковая форма и у пролески сибирской, и у хохлатки. Далее нарциссы-тюльпаны. Спирея Грефшейм ниспадает каскадом на позеленевший после зимы газон. Зацветают плодовые сады и декоративные яблони («Эверест»). Эстафету подхватывают рододендроны, сирени и спирея Ван-Гутта. Не отстают боярышник, ирга (обыкновенная, Ламарка и колосистая), калина (обыкновенная и «Буль-де-неж»). А там и чубушники – вот уж где разгуляться! «Лавина», «Снежная буря», «Монблан» – названия говорят сами за себя. Распускаются пышно пионы и ирисы. Окружают их облаком шалфеи. Дальше – больше. В полутени – волжанка, астильбы, герани, колокольчики и наперстянки. Где посветлее – шиповники и розы, лапчатка, клематисы, вероникаструм, флоксы, лилейники и лилии. Но настоящее белое царство обеспечивают, конечно, гортензии, с июля погружая наш сад в воздушную пену. Сажаем от души гортензию древовидную (её много не бывает) и выбираем сорта гортензии метельчатой, не сильно краснеющие осенью. Или, может быть, наоборот? Пусть розовеет? Этот постепенный переход в осеннюю окраску, возможно, и не укладывается в строгую концепцию белого сада, но ведь не одни только гортензии осенью меняют цвет! «Багрец и золото» неумолимо накрывают наш сад с головой, и порозовевшие и чуть покоричневевшие соцветия гортензии оказываются в этой ситуации более органичными, чем ярко белые цветки.
Дальше можно начать разбираться с оттенками белого цвета. Чуть кремоватый, зеленоватый, сиреневатый, кипенно-белый… Полный разброд! А ещё пестролистные хосты, нарушители порядка, норовят зацвести светло-фиолетовым. Но смотрите: когда бы ещё встал подобный вопрос? Разве мы заметили бы миллион оттенков, если бы наше белое соседствовало с жёлтым, красным и малиновым? Поэтому просто смотрим и наслаждаемся. А цветение хост придаёт саду свежий чуть неоновый оттенок. В этом тоже есть своя прелесть.
Следующий вопрос – как всё это великолепие компоновать. Ведь в обычном саду мы составляем растения преимущественно по принципу цветового контраста. Что ж, давайте приготовимся работать с более тонкими приёмами. Белый сад – своего рода графика, только не чёрно-белая, а бело-зелёная. Поэтому обращаем особое внимание на фактуру, форму и на тон (темнее-светлее). Главное, чтобы растения, сидящие рядом, не сливались. Поэтому пестролистные перемежаем зелёными, некоторые из которых периодически будут зацветать. Очень эффектны любые белые цветки и листья на фоне тёмной бархатной зелени хвойных. Монотонная живая изгородь из туи «Смарагд» послужит лучшим фоном как для полутеневого цветника с хостами и белыми метёлками астильб, так и для розария, не говоря уже о лилиях, гортензиях и дёренах, которые в этом окружении будто светятся. При этом выигрывает и цветник, и изгородь. (Единственное ограничение – цветник должен чуть отступать от хвои, чтобы она не выпадала от недостатка света.) К растениям с крупными цветками для сглаживания контраста хорошо добавлять что-либо ажурное – герани, растения с вертикальными колосковыми соцветиями, зонтичные. И во всём этом ажуре, конечно, не стоит отказываться от чётких стриженных форм, подчёркивающих структуру посадок и придающих саду графичность.
Белыми могут быть не только многолетние растения, но и летники. Гортензия крупнолистная, петуния, бальзамин, пеларгония, душистый табак, не менее душистый алиссум, пестролистная бакопа и многое другое. Но надо быть осторожными, высаживая на солнце крупные куртины летников, цветущих «шапками». К примеру, петуния, радостно и обильно цветущая на открытом пространстве, в солнечный день будет буквально слепить глаза. Поэтому спокойнее будет ограничиться посадкой летников в вазоны.
Кстати, о вазонах, аксессуарах, мебели и малых формах в саду: они тоже могут быть белыми. Кружево ковки, плетеные шезлонги и кресла из искусственного ротанга, белая, немного южная пергола – всё это прекрасно дополнит общую картину.
Что еще может быть белым в саду? Ах, да! Как мы могли забыть! Конечно же, берёза. Она, при всей своей популярности у дизайнеров всего мира, на самом деле, крайне редкий гость в наших садах. Потому что кто ж в здравом уме березу-то посадит? И не растёт под ней ничего, и грядки она затеняет. Но ведь любим её, красавицу, и прощаем всё, и сидим под ней на лавочке, и любуемся своим садом. Колышется белое марево. Приглядишься – и вот она, лебедь белая, «поверх текучих вод»… Хорошо!