Знаменитый английский «альпинарий», чешская «скалка», японский «сад камней»… В каждой садовой культуре рано или поздно появляется Он, рокарий, с горной породой и специфической растительностью. Вписывается ли в этот ряд наша российская «горка»? Например, с уральским камнем, «малахитовая шкатулка»…
Камень в саду существовал всегда. Сначала – в качестве строительного материала, чуть позже – как элемент архитектурного декора. Но в некоторый момент он появляется в европейском саду в диком виде. Иногда, с целью создать подходящий антураж (а заодно и правильную известковую почву) для диковинных горных растений, привозимых путешественниками на родину. Иногда, если путешественники забирались особенно далеко, делалось нечто в подражание китайским каменистым садам. Менялась мода, менялись вкусы, но рокарий как садовый элемент оказался удивительно живуч, и по сей день вызывает отклик в сердцах как дачников, так и профессионалов. В нем привлекательно всё: и нотка экзотики, и трепетное сочетание камень-растение, и, конечно, сами камни.
Но немало рокарий вызывает и справедливой критики. Во всяком случае, тот стереотип, который волею судеб сложился у нас: с валунчиками, но при этом с горной растительностью. Слишком уж он далёк от желанной природной картинки, часто слишком мал, чтобы быть жизнеспособным, и почти всегда расположен не к месту. Но в своё время многочисленные фото новой садовой игрушки сделали своё дело, все решили, что именно такой и должна быть альпийская горка. Так как же быть?
Для начала, освободиться от всяких догм и канонов. Хотим имитацию горной природы – смотрим на горную природу, а не через забор к соседу. Выбираем близкий себе по духу уголок. Дальний Восток? Южный Урал? Кавказ? Не были сами – фотографий множество. Внимательно смотрим, как выходит на поверхность горная порода. Массив или отдельные камни, сглаженная временем поверхность или свежие обломки, как промежутки заполняет почвенный слой, за что цепляются корнями растения. Да и на сам растительный состав не грех обратить внимание. Тогда и вопроса не возникнет «а как делать «горку»?».
Далее выбираем и едем закупать подходящий камень. Здесь отметается и следующий вопрос, с размером рокария. Дело в том, что, держа в мыслях «природный» образец, вы будете ориентироваться на гораздо больший масштаб, нежели полтора на полтора метра и на более крупные экземпляры камня. А это уже путь к успеху. Окиньте взглядом лежащие глыбы. Если есть возможность установить их на место краном-манипулятором, выбираем несколько самых крупных. Если перетаскивать и кантовать предполагается вручную, ограничиваемся весом камня 200-300 кг. Сколько их понадобится? Тонна – мало (это 3-4 камня), две – мало, десять – лучше, двадцать – в самый раз…
И уж, конечно, создавая достойный вариант «природного ландшафта», мы не станем делать его у забора. Погружение в атмосферу – вот наша главная задача. Поэтому вопрос размещения рокария на участке тоже решается сам собой: там, где можно обеспечить плотное фоновое растительное заграждение по задней части. Для фона вполне уместными будут молодые пушистые сосны и другие хвойные растения, рост которых в дальнейшем можно сдерживать прищипкой молодых побегов.
Такой большой и серьёзный ландшафтный рокарий почти ничем не будет напоминать пресловутую дачную «горку», разве что самой идеей. Но это вполне современный подход. При этом он может быть на довольно существенном рельефе, как натуральном, так и искусственно созданном, а может располагаться и на плоскости, переходя в гравийный сад. Необязательна и локализация этого великолепия в одном месте, камни могут возникать то здесь – то там, соседствуя с самыми разными группами растений, врезаясь в деревянные настилы.
Привычные для нас хвойные и почвопокровные растения остаются главенствующими. Но в крупном рокарии мы вполне можем позволить себе и куртины злаков, и заросли ежевики. Главное – не должно оставаться неприкрытого взрыхлённого «плодородного грунта». Где нет стелющихся растений – там каменистая отсыпка, как раскрошившаяся порода, разных фракций.
Если мы делаем композицию на рельефе, стоит внимательно отнестись к посадке растений на склоне. Вода не должна стекать ручьями по поверхности, оголяя корни. Делайте перебивку склона поддерживающими камнями, укрепляйте его и почвопокровными растениями, и мелкими спиреями с мочковатой корневой системой. А там, где склон наиболее крутой, имеет смысл сделать чрезвычайно эффектный элемент – горную осыпь.
Как и любой «природный» уголок нашего сада, рокарий должен жить самостоятельной жизнью, при самом минимальном вмешательстве человека. Мечта! Но для этого нужно соблюсти несколько простых правил. Основное – растения при разрастании не должны соперничать. Одинаковые можжевельники в группе можно высадить близко в расчёте на быстрое смыкание. А до соседних должно остаться расстояние, которое спокойно заполняется очитками. Накроют их со временем можжевельники – не жалко. Второе – не стоит сажать рядом несколько разных маленьких акцентных растений. Рано или поздно придётся каким-то со слезами пожертвовать. Третье – избегайте растений-агрессоров, или сажайте их с естественным ограничителем (среди камней). Четвёртое – оставьте удобные проходные тропы, сами себе скажете спасибо. И, конечно, используйте стерильный грунт! Таким образом, исключив пересадки, деления, рыхления и прополки, оставляем себе для забавы небольшие стрижки и весеннюю прищипку хвойных.
Но всё-таки в рокарии главное – это камень. На какие породы стоит обратить внимание в первую очередь?
Фактурный известняк.
Это большая группа камней, привозимых как с юга, с гор, так и с севера. Эти камни, с виду корявые и неказистые, серых и желтоватых оттенков, оказываются необычайно гармоничными в садах. Дырчатая структура и общий почти скульптурный силуэт делают этот камень фаворитом. Стоит рассмотреть и отдельные крупные глыбы, собранные с поверхности гор и заселённые растениями. Колокольчики, лапчатка, земляника, злаки, очитки – эти гости, как правило, прекрасно переносят наши зимы.
Змеевик.
Все знают змеевик, или серпентинит, как прекрасный поделочный камень. Держа на ладони изящную шкатулку с бронзовой ящеркой на крышке, трудно поверить, что огромные куски, запросто скатывающиеся с самосвала – тот самый, драгоценный… Он необыкновенно хорош. Мягкий зеленоватый цвет очень деликатно подчёркивает более насыщенную зелень растений. Но – вблизи. Если смотреть издали, он будет с растениями сливаться.
Диабаз.
Серо-зеленый или фиолетовый диабаз очень хорош в виде больших суровых краеугольных глыб, перемежающихся луговыми многолетниками и злаками.
Яшма.
Тёмные коричнево-вишнёвые глыбы с этим завораживающим названием иногда встречаются в продаже. Мощный насыщенный цвет, почти кубическая форма делают яшму мощным акцентом. Особое очарование ей придаёт серо-голубой лишайник.
Гранит с включениями слюды.
Это благородный и интересный камень. Серо-розовые глыбы с чёрными как смоль слюдяными пластинами не только великолепны сами по себе, но всякий раз заставляют задуматься о мощи тектонических процессов, происходящих на нашей Земле.
Окаменелости.
Если хотите чем-то удивить окружающих, обратите внимание на известняки с окаменелостями – остатками древних организмов. Роскошнее всего выглядят гигантские аммониты. Но даже небольшой коралл или трилобит в камне из подмосковного карьера наполнит вас гордостью, а растительную композицию – смыслом. Не менее интересно и окаменелое дерево.
Обломочные горные породы.
Множество прекрасных камней в виде краеугольных глыб можно встретить в продаже. Просто подберите такой камень, который подойдёт вам по цвету и фактуре. С осторожностью стоит относиться лишь к белому мрамору, в саду он слишком ярок.
Валун.
Гладкий окатанный валун больше хорош для водоёмов. А самый невзрачный камень на рынке, валдайский валун, очень часто оказывается к месту. Всё дело в его естественности и «родственном» происхождении. Не в парадной зоне сада, а в лесу или на бережку водоёма он будет выглядеть очень естественно. На таком камне сидела Алёнушка. Приятно будет посидеть и нам с вами.